Первые упоминания о пиве появились еще в античности. Учеными был обнаружен древний манускрипт на папирусе, в котором около 3 тысяч лет назад отец упрекал своего сына за то, что тот слишком часто заглядывает в заведение, где пьют "гаг" – один из сортов пива. О способах приготовления пива писали Геродот и Гекатей, Диодор и Теофраст. Последний называл пиво, ячменный напиток - "zythos", что некоторые специалисты связывают с древнеславянским названием "сыта", медовым напитком (от слова "сытить", насыщать воду медом).
В древней столице Египта Тель-эль-Амарне британскими археологами были найдены остатки пивоварни конца XV начала XIV в. до нашей эры. Она принадлежала храму, построенному знаменитой Нефертити. В то время пиво было неотъемлемым продуктом в рационе египтян наряду с луком и хлебом. Одной из важнейших частей суточной нормы строителей пирамид в Древнем Египте были три жбана пива.
До нас дошел и один из рецептов приготовления пива, следуя которому хороший ячмень нужно несколько раз намочить до образования "хлопьев", высушить; приготовить из него хлеб, добавив закваску; затем немного поджарить и снова настоять на воде. Кроме ячменя, пиво приготовляли еще и из пшеничного солода. Центром египетского пивоварения был город Пелузий, находящийся в устье Нила. Поэтому пиво часто называлось "пелузийским напитком".
Свидетельством бурного развития пивоварения в другой древнейшей цивилизации Востока – Шумерской, расположенной в южной части Междуречья Тигра и Ефрата, являются клиновидные письмена на глиняных табличках III тыс. до н. э. Они рассказывают о том, что только за два месяца на царской пивоварне г. Легаш было переработано 300 тонн ячменя.
В Древней Индии пиво называлось "джовара" и "мурва" и приготовлялось из крупного злака – сорго. На санскрите этот охмеляющий напиток назывался "сура".
Древние китайцы делали пиво из риса, а в доколумбовой Америке индейцы баловали себя пивообразным напитком из маиса (кукуруза), добавляя туда перца и называя это произведение "чича". В некоторых районах Верхней Амазонки до сих пор сохранился древний рецепт приготовления черного пива из жареных зерен.
Самые исконные поклонники пива среди арийских народов – фригийцы, заселявшие Малую Азию во II тысячелетии до н. э. и фракийцы, жители Балкан и Низовья Дуная. Одно из фракийских племен употребляло два основных сорта пива - из ячменя и из пшена, причем для вкуса в пиво добавлялись различные травы.
В Греции пиво считалось прерогативой бедняков. Знатные греки презирали "ячменный напиток" и отдавали предпочтение вину. Однако знаменитый врач Гиппократ (около 460-377 гг. до н. э.) посвятил пиву отдельную книгу. Считалось, что пиво оказывает странное воздействие: человек, опьяненный этим напитком, падает назад, а не шатается из стороны в сторону, как это бывает после вина. Возможно потому, что пиво оказывалось крепче вина, которое греки сильно разбавляли водой. Но в любом случае это было оригинальное наблюдение.
В Европе о пиве было известно задолго до арийского расселения. Ячменное пиво приготовляли жители современной Португалии, северо-западной Италии и юго-восточной Галлии.
У кельтов (Галлия) пиво считалось традиционным напитком. Пиво приготовлялось из пшеницы и меда. И в I веке нашей эры называлось "corma". Причем, это кельтское пиво сохранялось в Северной Франции, Бельгии и Англии вплоть до недавнего времени.
Пиво было национальным напитком и у древних германцев. Рассказывая о происхождении этого народа, римский историк Тацит в 98 году н. э. писал: "Их напиток - ячменный или пшеничный отвар, превращенный посредством брожения в некое подобие вина". Даже германцы, служившие в римских частях, пили пиво ежедневно. Археологами был обнаружен рапорт римского военного командира своему префекту следующего содержания: "У легионеров закончилось пиво. Прошу Вас дать приказ о срочной доставке". Оказывается, уже тогда наблюдались перебои с пивом. Как это знакомо по советским временам - "Пива нет"!