С пивом этот номер не проходит: сколько ни спорят ирландцы с немцами, чехи с финнами, малороссы с фламандцами и так далее под ритуальные причитания древних египетских строителей пирамид и сдержанно - недалеких спартанских мужей, никакой истины (ни светлой, ни темной, ни с консервантами, ни без) в этих спорах не родилось. И не родится.
Потому что (и моя уверенность в этом по своей силе сильнее уверенности в теореме Пифагора, курсе доллара и таблице умножения вместе взятых) не было на Земле пивного эпицентра, откуда бы некогда дремуче давним годом разбежались по параллелям и меридианам пивные идеи и рецепты. Не было никакого пивного Кулибина, подарившего человечеству изобретение, которое по сию пору с таким удовольствием употребляется 101% человечества с превеликим удовольствием. Не было! И хотя в каждой “пивородящей” местности всех частей света, от континентов до островов, которые закрывает крошка сыра, упавшая на карту, экскурсоводы с придыханием пичкают доверчивых иноплеменников достовернейшими историями о несомненном первородстве. Не верьте. Они заблуждаются и вам того же искренне желают. Но это и хорошо, что в каждой Beer-местности есть своя легенда о происхождении пива, своя история пива.
Видимо, человечеству настолько органично само пиво и процесс его приготовления, что предположение об изначальном импорте продукта и технологии кажутся любым аборигенам просто оскорбительным.
Но легенды имеют место быть. Мифы гуляют по трудам историков и пивным застольям. И еще не нашелся космополитический Афанасьев, который бы все эти сказы собрал и систематизировал, ни спонсор, который бы оплатил издание сего много - много – многотомного труда. Да и надо ли проверять исконную пивную гармонию скупой алгеброй высушенного фольклориста? Уж лучше пиво пить. Пить и слушать наиболее оригинальные и достоверные истории.
Итак...
С наибольшей готовностью первородство в производстве пива историки отдают почему-то Древнему Египту. “Старшим” по напитку в этой стране выступает верховный бог Озирис, которого до сих пор в самом Египте и в прилегающих пустынных районах почитают как крестного отца и покровителя пива - "жидкого хлеба", согласно буквальному переводу с языка строителей пирамид.
Ну, ... за Озириса!!!
В Тель-эль-Амарне (Египет) откопали даже древнюю пивоварню с оригинальным настенным панно. На нем изображена царица Нефертити (ХV- ХIV век до н.э.), разливающая пиво через ситечко. При этом трудно предположить, что панно являлось рекламой какого-либо одного особого сорта пива. Нет! Нефертити, в данном случае, можно рассматривать как первый известный в истории персонаж, устроивший этому напитку неплохое паблисити. А вообще, вся древняя знать пиво уважала.
Ну, ... за Нефертити!!!
Но и низы, хоть тот же египетский рабствующий пролетариат, без пива не оставались. Например, есть такая статистическая легенда, по которой строитель легендарных пирамид получал ежедневно в качестве пищевого довольствия продуктовый набор, состоящий из трех хлебов, нескольких пучков чеснока и лука, а главное - трех жбанов пива, - и это неплохо для неквалифицированных рабочих.
Ну, ... за древнеегипетских снабженцев!!
Едва ли не единственный пример признания того факта, что пиво было перенято, а не изобретено самостоятельно, преподносят нам ассирийцы. Они уже в те годы открыто называли пиво “вавилонским напитком”, поскольку именно от вавилонян способу его приготовления они и научились, что не помешало им органично вплести пиво в свою мифологическую культуру. По-ассирийски, создателем и покровителем пива был местный бог Ану, добродушный и коварный одновременно, к которому относились несколько несерьезно, но все-таки побаивались.
Ну, ... за Ану!!
В Древней Индии старшим по пиву считался авторитетный в своих кругах бог Индра. По одной из легенд, бог поставил на улицу горшочек с ячменем и забыл про него. Дождь и солнце тем временем сделали свое пивоваренное дело. И когда бог случайно обнаружил в горшке некоторую пенную жидкость, то решил попробовать, здраво рассудив, что природа ничего плохого сделать не может. И ему понравилось. Тогда он выставил за порог целую батарею горшочков и каждое утро выпивал по одному. Другие боги походили-походили и решили тайком попробовать. Натурально, им тоже понравилось. И тогда они решили отблагодарить одного крестьянина на земле за его особо щедрые дары богам. Они подбросили ему горшочек с прапивом и во сне рассказали, как его готовить С тех пор и пошло.
Ну, ... за Индру и его компания!!
За стойками израильских баров любят рассказывать "достовернейшую" и "истинную" историю пива. Будто бы в ковчеге библейского Ноя (Бытие, гл. 6-9), когда его швыряло по водам потопа, скрывшим самые высокие горы, подмок ячмень и несколько пророс. Выйдя из ковчега на горе Арарат, Ной не стал выбрасывать подпортившиеся зерна, и велел жене своего сына (то ли Сима, то ли Иафета - версии расходятся) попробовать что-нибудь из них приготовить. Жена была в полном смятении, но ослушаться не посмела. И ночью к ней явился ангел и рассказал, как сварить из проросшего зерна волшебный напиток. В точности следуя полученным инструкциям, она приготовила первое в истории человечества пиво. Ной попробовал и ему понравилось. Он велел вознести молитвы благодарности Господу за новое откровение, полезное в быту и для будущих поколений.
Ну, ...за Ноя!!
Ну, ... за Симу, или Иафету!!
Правда, ни в самой Библии, ни в книгах Святых отцов, ни где бы то ни было еще подтверждений или следов этой легенды не обнаруживается. Что ничуть не прибедняет эту "нойскую" версию происхождения пива.
Предлагаю эту версию принять за канон, - приятно, что не говори знать, что именно благодаря сумасбродной идее мужчин появилось на свет пиво.
Ну, ... за нас, мужики!!!!!
Остроумные на язык шумеры (жили они в Месопотамии - южной части, междуречья Тигра и Евфрата) не смогли обойти почтенную богиню Нинкаси, которой приписывали множество достоинств и в том числе - покровительство пиву. При этом, по шумерским представлениям, именно она даровала людям умение готовить и пить этот божественный напиток. По одной из версий, имя богини переводится как "ты, которая так щедро напоила меня". Комментарии излишни.
Ну, ... за Нинку-с!!
В Карфагене была популярной следующая история пива. Однажды воин прилег отдохнуть на поле ячменя. И несколько зерен затерялись в складках его одежды. Через какое-то время воин бросил свою одежду в чулан, где было сыро и жарко. Зерна проросли и вокруг них образовались лужицы какой-то незнакомой жидкости. Жена воина, подумав, что пролила вино и убоявшись гнева мужа, собрала всю эту жидкость в небольшой кувшин и поставила у порога, чтобы потом вылить где-нибудь за углом. А тем временем вернулся муж и подумал, что вот как же умна его жена - поставила ему сразу на входе кувшинчик холодного вина с дороги. Он выпил эту незнакомую жидкость и она ему очень понравилась. Тогда он всячески стал хвалить супругу. Той ничего не оставалось, как сказать, что она изобрела новый напиток. Несколько ночей напролет ломала она голову, пока не поняла, в чем суть дела, смогла повторить и усовершенствовать сию технологию.
Ну, ... за в меру умных жен!!
Кстати, заметили, в любой уважающей себя религии есть божество, ответственное за пиво. Интересно, кому молятся современные пивовары?
Ну, ...за... !!!!!