С одной стороны автолюбитель заинтересован в том, чтобы автомобиль служил верой и правдой долгие годы и не подвел в самую неподходящую минуту, а с другой стороны – качественное моторное масло стоит денег и ни у кого нет желания потратить свои средства напрасно, заменив еще вполне хорошее масло. Тем более, подобная работа занимает много времени. Конечно же, как и в любом случае однозначных ответов здесь нет: выбор, как часто будет производиться замена масла остается за автовладельцем, но есть ряд рекомендаций, которые помогут определиться с тем, какой сервисный интервал будет оптимальным в том или ином случае.
Итак, сразу же признаем, что универсальных рецептов не существует, а следовательно ориентироваться в столь интересующем всех вопросе необходимо на ряд факторов, которые влияют на частоту замены масла. Это, во-первых, рекомендации производителя автомобиля, касающиеся интервала замены, индивидуальные особенности автомобиля и влияние внешних факторов, которые ни один производитель в своих рекомендациях учесть не может. Всевозможные внешние факторы могут серьезным образом сокращать срок эксплуатации масла. И именно их стоит учитывать в первую очередь, если, конечно, хочется, чтобы такое дорогое удовольствие, как ремонт двигателя, не стало насущной необходимостью.
Задавшись вопросом, не пора ли сменить масло, стоит следовать нескольким нехитрым правилам. Лучше всего действовать по шагам:
В первую очередь стоит ознакомиться с рекомендациями производителя автомобиля, которые прописаны в любом руководстве по эксплуатации, прилагаемом к автомобилю. Далее, выяснив какой временной интервал и пробег считается производителем критическим для замены масла, определяем – какие еще факторы могли повлиять на срок пригодности масла в вашем конкретном случае. Подсчитываем коэффициент, который рассчитывается исходя из того, насколько внешние факторы сократили время годности масла. На этот коэффициент уменьшаем рекомендованный сервисный интервал по заменен масла производителем. А дальше стараемся следовать своей собственной индивидуальной схеме. Все достаточно просто…
Что советует производитель
Обязательно прилагаемая к автомобилю инструкция по эксплуатации – или сервисная книга – содержит информацию по частоте замены фильтров и масла. Некоторые относятся к тому, что в ней написано, как к истине в последней инстанции. В реальности же все написанное там – всего лишь рекомендации. Частота замены была рассчитана производителем исходя из первоначального состояния узлов автомобиля, оптимальных идеальных условий эксплуатации двигателя, которые автопроизводитель принял за усредненный показатель. Производителем учитываются качество топлива, моторного масла, степень загрязненности воздуха, класс автомобиля, географические особенности и еще ряд показателей. Получается средняя цифра, которая к конкретному автомобилю может не иметь никакого отношения.
Сервисный интервал по замене масла производителем, как правило, рассчитывается в месяцах или километрах: в инструкции написано «замена масла должна производиться не реже одного раза в год» или « через каждые пятнадцать тысяч километров». Производитель вовсе не будет учитывать, сколько времени автомобиль будет простаивать в городских пробках, любит ли владелец машины гонки на трассах, с какой скоростью он чаще всего двигается. Для спортивной машины производитель определит одну цифру, для семейного минивэна –другую. И ему абсолютно неважно, что владелец спортивной машины законопослушно ездит со скоростью 60 км.ч., а владелец минивэна любит «газануть» на перекрестке.
Еще эфемернее такой показатель, как географические особенности эксплуатации. Нередко модели автомобилей разрабатываются для определенных рынков сбыта. Хотя с развитием дистрибьюторских сервисных центров, производители стали более гибки в этом вопросе и начинают учитывать географию и в зависимости от этого определять сервисный интервал.
Как производитель рассчитывает интервал замены масла?
Еще Остап Бендер говорил, что ему не нужно вечное перо, так как он не собирается жить вечно. В эпоху всеобщего потребления и роста объемов производства никому не выгоден «вечный» автомобиль. Машина, которая не ломается и служит десятилетиями, автопроизводителям не выгодна: как же тогда стимулировать спрос на новые автомобили?! Плюс ко всему нужно содержать инфраструктуру, вкладывать средства в модернизацию производства и рекламу…
К чему мы это говорим? А к тому, что на самом деле производителю вовсе не так важно, чтобы двигатель автомобиля работал безотказно годами или десятилетиями. Для него важна краткосрочная перспектива: чтобы двигатель работал безотказно во время срока гарантии, предоставляемой заводом-изготовителем. А далее производителю очень даже на руку, если владелец автомобиля будет посещать авторизованный сервисный центр чаще.
Мы приходим к важному выводу: сервисный интервал всего лишь маркетинговый шаг. Главная задача, поставленная маркетологами автопроизводителей, проста: сделать так, чтобы расчет сервисного интервала обеспечивал минимум затрат на гарантийное обслуживание со стороны производителя и по максимуму повышал надежность, привлекательность и выгодность приобретения данного автомобиля в глазах его владельца. Покупатели любят экономичные машины? – Длинные интервалы между заменами масла являются дополнительными плюсами в их глазах и склоняют чашу весов в пользу данной марки!
Возможно, на дорогах Европы длинные интервалы себя оправдывают. Насколько российские условия эксплуатации подходят для редкой замены масла, стоит определять индивидуально. Верить или не верить рекомендациям автопроизводителей каждый водитель решает для себя сам. Просто надо помнить, что рекомендованный сервисный интервал – далеко не всегда идеальное решение обслуживания автомобиля.
Долгая жизнь моторного масла
Производители современных моторных масел все чаще позиционируют свою продукцию на рынке, как longlife - автомасло, которое увеличивает сервисный интервал по его замене. Рекламные слоганы уверяют, что высококачественное масло нового поколения служит дольше, не теряя своих эксплуатационных свойств. Менять масло придется реже, двигатель при этом будет все равно работать как часы, а средств на обслуживание автомобиля можно тратить не в пример меньше! Рекламе охотно верят и масла longlife пользуются особой популярностью у автовладельцев.
Увеличенный сервисный интервал масел, конечно же, возможен. Однако при этом должны быть соблюдены три условия:
Применение масла longlife оправдывает ожидания и рекламные уверения, если конструкцией автомобиля и его двигателя предусмотрено и сертифицировано применение именно этой марки. К тому же автопроизводитель должен предусмотреть такой интервал замены масел для этого двигателя и марки автомобиля, а сам автомобиль должен эксплуатироваться в тех условиях, которые могут быть определены автопроизводителем допустимыми для масел с продленным сроком эксплуатации.
Первые два условия достаточно понятны и в ряде случаев регламентируются. К сожалению этого не скажешь о соблюдении третьего пункта. Производители редко и не совсем четко указывают в руководстве по эксплуатации, как оптимальным способом необходимо эксплуатировать каждую конкретную марку машины. Интервалы же замены масла, фильтров и иных расходных материалов высчитываются, исходя из этих условных показателей.
Все это в совокупности заставляет придти к такому выводу: задавшись вопросом, как часто менять масло, стоит оценить целевую аудиторию, на которую рассчитан автомобиль, географические и климатические условия, для которых он разрабатывался, внешние факторы, воздействующие на частоту замены масла.
В Западной Европе в отличие от России улицы ежедневно моются, кроме того, как в Европе, так и в Юго-Восточной Азии совсем иные показатели эрозии почвы, чем у нас (другими словами, уровень пылеобразования значительно ниже). Поэтому и масла longlife больше подходят для европейских условий эксплуатации, нежели российских.
Что влияет на интервал замены масла?
В первую очередь на изменение интервала замены масла оказывают влияние такие факторы, как сезон года, привычный режим эксплуатации, качество расходных материалов и качество используемого топлива. Нередко производители особо оговаривают частоту замены масла в зависимости от условий эксплуатации машины. При этом фигурирует фраза «тяжелые условия». Само собой в «тяжелых условиях» масло требуется менять чаще.
Что вкладывают производители в понятие «тяжелые условия» эксплуатации?
Рядовой владелец автомобиля под словами «тяжелые условия» подразумевают нещадную эксплуатацию автомобиля, ужасные дороги и глобальное похолодание. Однако в большинстве случаев они ошибаются – производитель имел в виду нечто совсем другое. Имел, но не сказал. Давайте вместо автопроизводителя определим понятие «тяжелые условия» эксплуатации. С тем, чтобы внести полную ясность, скажем, что тяжелыми условиями являются те, что повышают нагрузку на двигатель, способствуют его износу и сокращают срок использования масла. К таковым можно отнести следующие:
Машина нужна для того, чтобы ездить! Другими словами, для двигателя и других основных узлов автомобиля вредны большие перерывы в эксплуатации и крайне нерегулярная езда на автомобиле. Поэтому так называемые «подснежники» - автомобили, которые на зиму владельцы оставляют в гараже или на стоянке – стоят первыми в перечне «тяжелых условий», хотя их владельцы, наоборот, считают, что машину берегут и зря не гоняют. Двигатель, который заводится спустя несколько месяцев или даже дней перерыва, требует внимания и может прослужить много меньше, чем двигатель автомобиля, на котором ездят ежедневно по несколько часов. И замена масла в этом случае должна производиться чаще!
Почему так происходит, ведь машина, вроде как отдыхает? Дело в том, что при простое в двигателе начинает накапливаться конденсат. Он смешивается с продуктами сгорания топлива и превращается в некое подобие кислой среды, которая начинает разрушать мотор. Поэтому хитрым продавцам на авторынках, пытающихся скрыть пробег и рассказывающих байки про то, что на машине ездили разик в неделю по магазинам, можно посоветовать не создавать антирекламу автомобилю. Кто же его купит в таком случае?!
Столь же разрушительны для двигателя и короткие, но регулярные поездки. Зимой, при езде на непрогретом двигателе до рабочей температуры, риск для двигателя повышается в несколько раз. Если двигатель так и не успеет набрать необходимую рабочую температуру, то неминуемо выпадение конденсата со всеми вышеперечисленными последствиями.
К тяжелым условиям эксплуатации относятся хорошо всем известные пробки. Максимальная нагрузка на двигатель приходится на момент трогания с места - находясь в пробках, нам постоянно приходится трогаться с места и останавливаться. При остановках редко кто выключает двигатель – ведь в любую секунду трафик может возобновиться! Холостая работа двигателя столь же вредна, как и постоянное троганье с места. В результате масло перегревается очень быстро и утрачивает свои качественные характеристики.
Буксировка прицепов, перевозка тяжелых грузов (мешков с картошкой с родной дачи!), а также езда по пересеченной местности, холмам и взгорьям увеличивает нагрузку на двигатель. В результате масло сгущается и окисляется. Требуется его замена.
Запыленный и загазованный воздух вреден не только для наших легких, но и для двигателей автомобилей. Частицы пыли и грязи засоряют масляные фильтры и в конечном итоге само масло. К сожалению, пыль – неотъемлемая часть российской действительности. В отличие от Европы. Производители же импортных автомобилей рассчитывали интервал смены масла исходя из реалий Европы, а не России. Соответственно в подобных тяжелых условиях эксплуатации придется корректировать время замены масла в сторону сокращения интервала.
Больная тема – низкое качество бензина. Мало того, что заводское качество нашего бензина далеко не всегда соответствует европейским стандартам. Кто не знает случаев, когда на автозаправках в целях повышения прибыли топливо разбавляют совсем не подходящими для двигателей жидкостями! Плюс ко всему некоторые автовладельцы в тех же целях экономии заправляют свои машины совсем не тем топливом, которое рекомендовал автопроизводитель. Все, что не сгорело в двигателе, попадает в моторное масло, которое служит недолго.
Выяснив, что такое тяжелые условия эксплуатации и что укорачивает жизнь масла, можно, следуя от противного, определить, что же является оптимальными условиями эксплуатации автомобиля! Это достаточно длительные по времени регулярные ежедневные поездки по дороге, не обремененной пробками (лучше всего по трассе!) с умеренной скоростью. Без мешков картошки в багажнике, но заправленной чистым качественным топливом! Если все это сказанное мало похоже на условия эксплуатации конкретно вашего автомобиля, то рекомендации автопроизводителя придется корректировать в сторону сокращения интервалов между заменами масла. Увы!
Не стоит уповать на вакуумную или экспресс замену масла, как на некоторую альтернативу, которая позволяет немного сэкономить. В этом случае в двигателе остается больше отработанного масла, нежели при традиционной замене. Осадок на поддоне картера также остается. В результате менять масло придется еще чаще. В крайнем случае, чередуйте традиционную и экспресс-замену масла друг с другом.
Как определять интервал замены масла?
Помните, что в данном случае все зависит от того, как именно вы эксплуатируете свой автомобиль, от качества дорог по которым вы ездите, топлива и масла, которые вы приобретаете. Если после прочтения этой статьи, вы понимаете, что большая часть всех изложенных выше причин, снижающих долговечность масла, относится именно к вам, значит тот интервал, который рекомендует автопроизводитель, можно сокращать чуть ли не вдвое!
Еще одна немаловажная деталь: возраст автомобиля и то, как за ним ухаживали с момента покупки. Очень часто машина приобретается уже не новой. Сколько бы прежний владелец не убеждал вас, что машина в прекрасном состоянии, так как он за ней постоянно следил, подстраховаться все равно не мешает! В первый год меняйте масло гораздо чаще, чем это рекомендуется. Тогда возможные отложения в двигателе, образовавшиеся за годы его службы в тяжелых условиях постепенно исчезнут. И вы будете далее менять масло уже исходя из того, каковы особенности именно вашей эксплуатации автомобиля. И двигатель вас точно никогда не подведет.