Это так называемые “островные” боевые искусства – виды рукопашного боя, как с оружием, так и без него, пришедшие с островов Юго-Восточной Азии. Об одном из них и пойдет далее речь. А точнее, о популярном в Индонезии пенчак силате.
Самый большой архипелаг мира, растянутый от Малайзии до Новой Гвинеи – Индонезия, включает в себя множество островов (а точнее 13 000). Но самое интересное – это наличие более 700 различных систем: древних и не очень, исконных, а также молодых, придуманных в xx в. Среди всех видов боевых искусств, имеющих прописку на архипелаге, самым популярным считается силат, или пенчак силат.
Историки свидетельствуют, что уже в XI-XIViv в.в. на острове Суматра, а в последствии в XIII - XIV в.в. на острове Ява существовало достаточно сформировавшееся искусство рукопашного боя, правда, принесенное с континента. Два королевства, Сривия на Суматре и Маяпахит на Яве, широко практиковали эти виды воинского искусства. Это позволило им распространить свое влияние на весь тот архипелаг, где находится сейчас Индонезия, а также и на Малайзию. Являясь неотъемлемой частью местной культуры, такая система боя существовала вплоть до XVII в., когда сюда вторглись европейцы – колонизаторы. Эта иностранная экспансия длилась до 40-х годов XX в. В этот период воинские искусства ушли в “подполье”, а школы стали закрытыми. Это стало характерной чертой для всех стран Дальнего Востока, испытавших иностранную оккупацию. Поэтому европейские колонизаторы практически ничего не знали о местных системах обороны.
Но вот Индонезия и Малайзия получили независимость… Голландцы и англичане не смогли закрепиться в этих выгодных районах. Хотя пенчак силат практиковался тайно, он явно помог аборигенам в их борьбе за независимость, приведшей к положительному результату.
Современные специалисты связывают зарождение и развитие пенчак силата с южно-китайскими стилями у-шу, основанными на имитации движений животных.
Войны, иммиграция и иностранная торговля, затронувшие весь архипелаг, оказали сильное влияние на нынешний пенчак силат. Эта система включает в себя арабское, индийское и китайское оружие и боевые методы. Также, в пенчак силате используются индийская борцовская техника, сиамские костюмы и непальская музыка. Схватка-танец, пенчак силат является повсеместно известной и ценимой на всем архипелаге. Его с одинаковым рвением занимаются буддисты, мусульмане и христиане. Доминирующими на Суматре являются стили: пау, куманго, линтоу и др.; на Яве – дзикалонг, дзиандур, сетиа хати, перисаи сахти, тапак судзи, передири; на Бали – бахти негара и тридхарма; на Мадуре – памур. Стилей пенчак силата очень много, поэтому рассказывать о них довольно сложно. Это то же самое, что говорить о многообразии китайских стилей у-шу.
Название данной боевой системы довольно просто. “Пенчак” значит движения тела, выполняемые во время тренировки, а “силат” – использование этих движений в бою. Проще говоря, термин пенчак силат означает “тренировка-бой”. Каждый стиль пенчак силата имеет свои особенности.
К примеру, силат-пулут является танцевально-показательным стилем, который часто демонстрируют на публичных церемониях (особенно свадьбах).
“Пулуг” – это значит “клейкий рис”, особый сорт которого едят малайцы. Следовательно, этот стиль характеризуется “липкостью”, мягкими, но и яркими движениями, которые очень красивы. Это эстетически привлекательно, но имеет мало общего с реальной самозащитой. Прямо противоположен ему силат буах, который редко демонстрируется на публике, т.к. он предназначен именно для самозащиты.
Каждый стиль пенчак силата имеет свою индивидуальность. Это особенности движений, а также личные технические и тактические действия. Безусловно, все системы пенчак силата используют движения, как рук, так и ног. Доминирование чего-либо зависит от особенностей конкретного стиля, в том числе и в данной системе. В некоторых стилях острова Суматра движения являются подобием движений тигра, припавшего к земле в готовности к нападению.
Некоторые из яванских стилей требуют от практикующих пенчак силат движений в прямой позиции, в этом случае руки и ноги используются в равной мере, сочетая маневрирование с захватами и подсечками.
Обычно системы пенчак силата получали свое название в связи с регионом распространения, названием тотемного животного именем создателя. А также по физическим действиям либо духовным или боевым принципам, используемым в том или ином стиле пенчак силата. К примеру, сетиа хати, или “ искреннее сердце”, выводит свое название из духовного принципа школы. Например, мустика квитан назван по району Квитан в Джакарте и т.д.
Традиционный пенчак силат является очень замкнутой системой. Примером этому служит тот факт, что учителя (гуру) никогда не состязаются между собой в присутствии учеников и тем более со своими учениками. Ведь в поединке, защищаясь, учитель может применить ту технику и те приемы, которые нежелательно видеть новичкам, т.е. непосвященным. Подглядывать за учителями запрещалось под страхом смерти.
Учитель пенчак силата ставил перед собой задачу: объяснить технику, показать правильное ее выполнение, но, не демонстрируя при этом своих секретов. А ученик уже сам, впоследствии, постигал все секреты системы. Следовательно, его главной задачей было найти себе гуру, подружиться с ним или, даже, войти в его семью, и только потом он мог рассчитывать на более глубокое постижение искусства боя.
Но перед тем как человек становился учеником мастера пенчак силата, ему предстояло пройти испытательный период. В это время инструктор из числа старших учеников присматривал за пришедшими, уделял особое внимание характеру учеников, их поведению, пристально следил за нравственностью. Все это давало возможность учителю определить степень преданности ученика боевому искусству пенчак силат. Дисциплина была суровой, и любое серьезное нарушение сразу же каралось изгнанием из школы. А мастер немедленно отвергал всякого, чьи поступки или поведение считались недостойными. Поэтому количество постоянных учеников пенчак силату обычно было невелико – отсеивались многие. Это породило в Индонезии мнение, что пенчак силат предназначен для избранных. Впрочем, главным критерием всегда считалось не количество, а качество.
Ученики, прошедшие испытательный срок, принимались в школу после клятвы на верность учителю и на подчинение законам школы. Ежедневные тренировки пенчак силат сопровождались специальным ритуалом. Сначала поклонение богам, затем приносили жертвенного цыпленка, кровь которого разливалась по всей площадке. И только после этого начиналась тренировка: силовые и растягивающие упражнения, конечно же, подкрепленные акробатическим танцем, базовые формы, свободный бой против одного, троих, семерых противников.
Спецификой пенчак силата считается смесь борцовской и ударной техники. Низкие уходы, броски, падения, удары стопой, коленом, ладонью, болевые захваты. Помимо этого, одежда занимающихся очень удобна и состоит из головного убора (шапочки), просторных широких штанов, рубахи и юбки. В малайском пенчак силате еще используют цветные пояса, означающие степень посвящения. Не имеют пояса только начинающие.
Основная идея схватки в пенчак силате сводится не к уничтожению противника, а к опрокидыванию его на землю с последующим мгновенным сковыванием на земле. Бойцы свободны в выборе техники и манере боя. Здесь важен результат, эффект, а не зацикленность на правилах и условностях.
Если рассматривать ударную технику, то в пенчак силате она имеет функцию “размягчения”, “разваливания” противника. Она предопределяет борцовскую технику. Существует и бой на земле. Мастера прекрасно знают, что лежащий может быть очень опасен, ибо сами всегда готовы перейти в нападение даже из невыгодной позиции. Подобная осмотрительность типична для всех юго-восточных систем самозащиты. Они предусматривают многократное уничтожение врага по схеме “стоя на ногах - стоя на коленях – лежа на земле – лежа в земле”.
Для пенчак силата характерно именно то, что упавшего противника, либо находившегося в захвате, бьют до тех пор, пока не наступит смерть. Это позволяет оградить себя как от ударов в спину во время множественного нападения, но и избавить себя от мщения со стороны выжившего врага. Тем не менее, бойцы пенчак силата знают, что в реальном бою, где ставкой является жизнь, редко можно выиграть схватку одним-двумя ударами руки или ноги. Поэтому в классическом пенчак силате используется традиционное оружие, такое как крис (кинжал), палка, меч, шест и веревка.
Те же принципы рукопашного боя применяются и к оружию. Следуя им, занимающийся пенчак силатом может обращать в оружие любые предметы, что увеличивает поражающие возможности применяемой техники. Незацикленность на условностях позволяет бойцу свободно менять свою технику. Переходить от действий с оружием к работе без него. Принципы пенчак силата разрешают бойцу пользоваться всеми частями своего тела.
Важнейшим разделом тренировки пенчак силата является использование болевых, уязвимых точек на теле противника. Учеников знакомят с общим расположением точек, а уже позже обучают методике воздействия на них. Такая техника пенчак силат используется главным образом при защите от нападения нескольких противников. Она способствует быстрому выведению из строя нападающих.
Сторонники традиционного пенчак силата редко атакуют первыми. Они, как правило, ждут нападения, дабы перехватить инициативу в свои руки. И, тем не менее, личная безопасность бойца значит для него гораздо больше, чем жизнь врага. Выживание в любых условиях, сохранение жизни любой ценой, вот что такое традиционный пенчак силат. В связи с этой причиной традиционалисты выступают против попыток сделать пенчак силат спортивно-состязательным видом единоборства ради развлечения зрителей. Мастера считают, что турниры, состязания этого вида боевых искусств, отрицательно сказывается на духе пенчак силата. Помимо этого они ослабляют его структуру как системы самозащиты.
Как и все боевые системы востока, система традиционного пенчак силата не могла бы существовать без стройного духовного тренинга. В Индонезии и Малайзии он известен под именем “илму” (или “кебатинин”). Такой тренинг продуман довольно успешно и хорошо подготавливает ученика для жесткого результативного боя. Это работа с внутренним “я”, которая прекрасно укрепляет дух занимающегося и дает важное понимание того, что полагаться надо только на самого себя.
Но помимо духовной работы, как и любая древняя боевая система, уходящая своими корнями в далекое прошлое, пенчак силат использует молитвы, амулеты, ритуалы, призванные предохранять учеников во время опасности развивать неуязвимость. Такие ритуалы уникальны, т.к. у каждого учителя пенчак силата они свои, и являются своеобразной памяткой ученикам, напоминающей им об их связи с великими предками и тотемами.
Религиозный фанатизм и вера в систему входят в основу всех методов пенчак силата. Это психологическая основа, стержень бойцовской техники учеников. Постижение искусства пенчак силата дает им ощущение силы и уверенности в себе. А уверенность в себе лишает бойца лишний раз демонстрировать свою силу окружающим. Следовательно, нет и причин для ненужных конфликтов. А изучение пенчак силата, как и других боевых искусств, улучшает природу человека, делает его богаче и сильнее как физически, так и духовно.