На одном из старинных папирусов, найденных в Китае, написано, что в 1306 году по случаю коронации императора Фу Киена в Пекине были проделаны прыжки с высоких строений с помощью зонтов из бумаги с жестким каркасом.
Рисунок великого Леонардо да Винчи, датированный 1495 годом, впервые показывает нам парашютиста. Гениальный художник-ученый сделал расчеты конструкции в форме распахнутой вниз пирамиды. Это считается самым первым проектом парашюта.
В 1619 году югославский математик Фаусто Вранчич, используя идею великого итальянца, изготовил парашют с квадратным основанием со сторонами по 8 метров и вздыбленной вверх матерчатой “крышей”. С ним отважный ученый совершил прыжок с городской башни.
В XVIII веке воздушные прыжки преобразуются в более продолжительные парящие полеты. Француз Монгольфье вместе с братом изобрел в 1783 году воздушный шар, поднимающийся на высоту с помощью горючих газов. Так появилась возможность опробовать свободное падение со значительных высот.
Француз Гарнерэн стал первым, кто осуществил прыжок с парашютом. 22 октября 1797 года, взлетев на высоту 1000м, его воздушный шар лопнул, и только благодаря предку современного парашюта авария не превратилась в трагедию.
Шли годы, авиация развивалась, что требовало совершенствования парашюта. И в 1911 году Г.Е.Котельников изобрел спасительный парашют для летчиков, который стал применяться с 1915 года после долгих испытаний.
Все перечисленное выше является историей, которая, может быть, интересна не всем. Испытать этот знаменитый аппарат на практике гораздо интереснее, чем читать исторические справки.
Возникают вопросы: как это сделать? Куда надо идти? Для начала обратитесь в авиационно-технический клуб. Еще недавно обучение новичков было обязательным, в настоящее время это не является правилом. Для тех, кто хочет “испробовать неизведанное” единожды, можно совершить прыжок с инструктором на одном парашюте. Опытный напарник будет как бы прикреплен у Вас за спиной, производя необходимые действия. В этом случае пассивному “номеру” остается только созерцать окружающую его красоту и получать удовольствие. Благодаря таким прыжкам появилась возможность увидеть землю с высоты и людям с физическими недостатками.
Для тех, кто хочет прыгать самостоятельно, необходимо затратить время на учебу. У каждого вида парашюта свое предназначение, свои особенности эксплуатации и отличный от других порядок укладки. Поэтому существуют различные учебные программы.
Новые модели планирующих парашютов позволяют приземлиться очень мягко. В России новички чаще совершают свои первые прыжки на классических парашютах типа Д-5, применяющихся в ВДВ. На них приземление равносильно прыжку на пол со шкафа. Это доставляет немало сложностей. По статистике пятеро из ста получают травмы при приземлении. Но, несмотря на это, парашютный спорт не входит в список лидеров по травматизму.
Первые прыжки совершаются на “автомате”, т.е. парашютист не дергает вытяжное кольцо - это происходит автоматически при “отделении” человека от самолета. Переход от “автомата” к свободному падению проходит непросто. Многие предвкушают тот день, когда они сами смогут раскрыть парашют.
Но стоит такому дню наступить, как новички начинают торопиться. Во время прыжка они спешат поскорее раскрыть парашют, вместо того, чтобы отсчитать трехзначными числами три секунды (501, 502, 503) и выдернуть кольцо. Затем начинается борьба за секунды свободного падения: 1, 3, 7, 15, 30 секунд. Чем опытнее парашютист, тем дольше ему дозволительно, скажем так, состояние свободного падения.
Свободное падение - пьянящее состояние, дающее неповторимое чувство свободы. Спортсмены несутся к земле со скоростью 180 км/час с высоты 3800м. Лишь выполнив необходимое количество фигур, по сигналу “старшего по панике” (так называют парашютисты старшего группы) они расходятся в небе на безопасное расстояние и раскрывают парашюты. По правилам, команде из четырех человек на выполнение упражнений дается тридцать пять секунд, а восьмерке пятьдесят. Для этого необходима большая согласованность между участниками прыжка и, конечно же, огромная наземная подготовка.
Особым пунктом в процессе обучения парашютистов выделены так называемые “особые случаи”:
- зависание за самолетом
- полный отказ парашюта в работе
- частичный отказ парашюта в работе
- попадание в восходящие и нисходящие потоки
- схождение снижающихся парашютистов
- попадание стабилизирующегося парашюта под руку или в ноги парашютиста
- приземление на препятствие
У каждого “особого случая” есть свои признаки, по которым его можно определить и свои причины возникновения. Если не паниковать и помнить действия, которые необходимо совершить в конкретной ситуации, то можно даже не используя запасной парашют выйти с честью из положения.
К состоянию запасного парашюта предъявляют очень строгие требования. Например, его имеет право укладывать только специалист.
Многие люди на вопрос “о чем Вы мечтаете?”, отвечают, что хотят хотя бы разок прыгнуть с парашютом. Но, если вы не сделаете этот шаг из обреза двери самолета в разверзнувшуюся под Вами пустоту, то эта мечта так и останется навсегда мечтой. Преодолевайте страх и лень и Вы вознесетесь над собой и над окружающим миром.