По мнению древнегреческого историка Геродота, первые бани появились у разных народов почти одновременно. Где-то использовались естественные водоемы с горячими источниками, в других случаях сооружались парильни с горячим, сухим и влажным воздухом. Кстати, за обладание горячими источниками древние народы даже вели борьбу. Греки называли погружение в такой источник купанием Геракла, считая, что живительные свойства воды и пара действительно способны дать силу, могущество и красоту мифологического героя.
При раскопках в Греции были обнаружены развалины древних городов-курортов с бассейнами, специальными колодцами, водолечебницами.
Подобное описание банного ритуала, восходящее к XIII в. до н.э., можно встретить еще в произведениях древнегреческого эпоса. В V-V вв. до н.э. бани в Элладе были повсеместно распространены. Существовал даже специальный закон, предписывающий всем жителям регулярно посещать бани. Назначались смотрители купания, которые строго следили за неукоснительным соблюдением закона.
Геродот описал банные обычаи многих народов. Он побывал в Египте, Сирии, Вавилоне, на территории современной Украины, где в то время проживали скифские племена. Геродот достаточно подробно описал скифскую баню: устанавливали тир жерди, верхними концами наклоненные друг к другу, обтягивали их войлоком. Потом стягивали войлок как можно плотнее и бросали в чан, поставленный посередине, раскаленные докрасна камни. На эти камни сыпали конопляное семя. От этого поднимался густой дым и сильный пар.
Гениальный греческий врач Гиппократ изучал воздействие бани на организм человека. Одним из самых действенный средств он считал водолечение и часто вместо лекарств предписывал больному посещение бани, в центре которой размещен открытый каменный очаг. По мнению греков, такое расположение способствовало равномерному распределению тепла в бане. Первыми в Элладе завели у себя бани спартанцы (лакедемоняне), отсюда греческое название бань “лаконикумы”.
Любили и ценили баню величайший греческий мудрец Сократ, знаменитый Пифагор и философ Платон. Это Платону принадлежит высказывание: “Сооружение бань – обязанность государства”. Пифагор же баню ценил настолько, что даже отправился в Египет, чтобы ознакомиться с тамошними знаменитыми банями и устроить такие же у себя в Греции.
Текст одного из египетских папирусов назывался “Начальная книга превращения старых в молодых”. В ней даются косметические рецепты, рекомендуются паровые маски, бани, ванны, массаж, различные тепловые процедуры.
В Древнем Риме баня была возведена в культ. “Как потеете?” - спрашивали друг друга жители Древнего Рима, встречаясь на улице. Хорошее потоотделение в бане считалось признаком отменного здоровья. Римские термы были известны еще до нашей эры. Они поражали своим размахом и величием современником, служили не только для мытья, но исполняли роль увеселительных и даже политических заведений. Термы были своеобразными культурными центрами римлян. Римская знать проводила там значительную часть времени.
Влияние Римской империи на судьбы других народов было очень значительным. Поэтому термы стали появляться в разных странах Европы и Азии, видоизменяясь соответственно традициям различных народов. В разных странах бани по своим конструкциям принципиально отличаются друг от друга, выполняя одну и ту же функцию.
Например, в английских банях температурный режим поддерживался горячим воздухом, подаваемым по специальным трубам. Таким образом англичане доводили температуру в парильном отделении до 60-65 градусов.
В турецких банях горячим воздухом нагревались каменные полы. После этого их поливали горячей водой, создавая тем самым необходимый температурно-влажностный режим в бане.
В Чехии и Словакии раньше мылись в бане с горячей водой в помещении парной.
В бочке с горячей водой мылись и японцы.
Грузия славилась серными банями. Каменные чаши наполнялись у горячих серных источников, и человек принимал своего рода лечебные бани (ванны) в разогретом помещении и на каменном полу. При этом банщик выполнял различные манипуляции с его телом, включая топтание ногами.
Справедливости ради надо сказать, что было и время гонения банной идеи. Особенно серьезно пострадала от этого средневековая Европа, а вот нашей территории это почти не коснулось.