Фирмы – частные: у них одна цель – прибыль. И за это их винить нельзя. Надули правительство и конгресс – молодцы (получили свой кусок без больших затрат)!
Проблема-то сама была вот в чем: американцы не смогли решить вопрос создания боевого самолета, который бы мог бы длительное время (не менее 40 минут) летать на сверхзвуке, маневрировать на этой скорости с перегрузкой, причем как на малых, так и на больших высотах, то есть сделать аналог МИГ-31 или, хотя бы МИГ-25 (серии РБФ, РБШ или БМ). Еще в середине 70-х годов им удалось угнать МИГ-25П, но скопировать его не смогли до сих пор (ни двигатель, ни планер). Очень уж сложно и дорого, ведь самолет нужен не штучный, а крупносерийный.
Вот и решились на обман: зачем нам высокая скорость и маневр, сделаем самолет, который не смогут обнаружить радиолокаторы, самолет невидимку (стелс), сверхоружие и т.д...
Получилось, но только в Голливуде. В жизни был провал.
Но как славно получилось у Голливуда – сколько фильмов, и везде – абсолютная победа! Какие герои, какие самолеты… Просто прелесть.
А как на практике?
Январь 1991 года. Чудно разрекламированная операция против Ирака – “Буря в пустыне. Действительно, в одну из ночей над аравийской пустыней не самый новый (на тот момент) ЗРК ОСА с первого двухракетного залпа “снял” F-117А стелс – самого “модного” самолета невидимку. Кстати, ходили слухи, что к месту падения ходила разведгруппа ГРУ, которой удалось забрать часть электроники, образцы обшивки и остекления кабины.
Еще один самолет невидимка F-117А стелс был сбит над Югославией примерно в 20 км от Белграда, в районе аэродрома Батайнице, древним ЗРК С-125 с радиолокационной системой наведения ракет – абсолютный позор!
Причем все это происходило над странами, где практически отсутствовала ПВО. Сомнительно, чтобы F-117А стелс прожил более 30 секунд в небе Белоруссии, где все простреливается комплексами С-200 и С-300.
Против таких систем и создавался самолет невидимка F-117А.
Как утверждали наши специалисты, находившиеся в кабине управления – цель была сложная, но вполне сбиваемая.
Кстати, на авиасалоне “Ле Бурже” в 1991 г СССР впервые показал перехватчик МИГ-31, а американцы с огромным шумом невидимку F-117А стелс.
На прессконференции представители КБ МИГ официально предложили эксперимент: первым взлетает самолет невидимка F-117А, а через 5 минут МИГ-31 демонстрирует учебный перехват. Американские представители от этого отказались: они отлично знали, что МИГ-31 контролирует пространство более чем на 200 км вперед и 70 км назад, скорость 3 000… Куда от него деться?
Эпилог
А как с идеей самолета радиолокационной невидимки? Ну, не совсем невидимку, а очень тяжелую для обнаружения и перехвата цель сделали, но не в США, а в СССР – это легендарная “семидесятка” – ТУ-160.
Но это уже другая история...