По критериям ВОЗ недоношенными считаются младенцы, родившиеся на сроке 37 и меньше недель (с момента последней менструации матери). Нормой считается 40 недель. До сего времени знания о восприятии и памяти недоношенных младенцев, которые не прошли полный курс внутриутробного развития, оставались очень ограниченными. По понятным причинам специалисты вкладывают усилия прежде всего в то, чтобы их выходить, а не изучать.
Ученые знают, что для обычных новорожденных тактильные ощущения составляют очень важный канал восприятия окружающего мира. С первых минут появления на свет ребенок подвергается воздействию множества новых тактильных стимулов: его берут на руки, моют, протирают, прикладывают к материнской груди и пр. Известно, что, если в ладошку новорожденного младенца вложить палец, он его сжимает. Так же он поступает с любыми предметами. Это не просто хватательный рефлекс, а способ связи малыша с миром.
Самые юные испытуемые
Проводились эксперименты с 24 недоношенными младенцами (14 девочек и 10 мальчиков), которые появились на свет семимесячными (в среднем 30 недель и 6 дней внутриутробного развития) и при рождении весили от 680 до 2723 г. С этими крохами работали на 33−34−й неделе их жизни после зачатия, во время тестирования их средний вес составлял 1670 г. На эксперименты получили согласие родителей.
Для каждого недоношенного младенца собрали медицинскую историю его появления на свет: был ли он рожден естественным путем или путем кесарева сечения, не состоял ли он в двойне, его вес при рождении и пр.
Эксперимент состоял из двух стадий. На первой исследовали феномен привыкания, который физиологи рассматривают как простейшую форму обучения. В ручку недоношенному младенцу вкладывали маленький предмет: одним — округлый в сечении (цилиндрик), другим — угловатый (призму).
Цилиндрик или призму вкладывали в правую или левую ручку недоношенного младенца и засекали время, в течение которого тот его удерживает. После того как недоношенный младенец ронял предмет, через 10 с его снова вкладывали в ладошку. Постепенно время удерживания предмета становилось все меньше, и это расценивалось это как привыкание. Оно возникало в среднем за 4, 5 пробы. Форма объекта и рука (правая или левая) влияния не оказывали. С другой стороны, снижение времени удержания предмета можно было объяснить мышечной усталостью. Но на этот вопрос ответил последующий тест.
Новый предмет интереснее старого
В тесте одной группе недоношенным младенцам (экспериментальной) вкладывали в ту же ручку другой предмет (цилиндрик меняли на призму и наоборот). Другой группе (контрольной) вкладывали тот же самый предмет, что и на стадии привыкания.
Оказалось, что старый предмет недоношенные младенцы роняли быстро, а новый предмет удерживали гораздо дольше. Это говорит о том, что к старому предмету они действительно привыкли, и дело тут не в мышечной усталости. А новый предмет вызывает у них повышенный интерес.
Интересно, что никакие индивидуальные различия недоношенных младенцев — их точный возраст при рождении и во время эксперимента, вес, медицинские показатели — статистически не влияли на результат.
Мозг недоношенных младенцев может уже очень многое
Из эксперимента были сделаны важные выводы. Установлено, что недоношенные младенцы могут через тактильные ощущения различать форму предметов. Старая форма вызывает у них привыкание, а значит, они способны к простейшему виду обучения. Очевидно, что они могут удерживать в памяти информацию о форме предмета и сравнивать ее с новой информацией. Незнакомый объект вызывает у них реакцию на новизну. Кстати, в другом исследовании была обнаружена память даже у плода в утробе.
Сравнение недоношенных младенцев с родившимися в положенный срок показало, что качественно те и другие не различаются по возможностям восприятия и памяти. Единственное отличие состояло в том, что привыкание у недоношенных младенцев наступало быстрее, но этому есть простейшее объяснение в их мышечной слабости по сравнению с обычными новорожденными.