Сейчас разрабатывается программа, согласно которой АвтоВАЗ рассматривается в качестве возможной площадки по утилизации старых машин, поскольку только Волжский автомобильный завод, по оценкам правительства области, наиболее полно отвечает требованиям проекта постановления правительства. Согласно проекту, предприятие-утилизатор должно иметь производственные мощности, позволяющие перерабатывать не менее 40 автомобилей в смену, а необходимые складские помещения должны составлять 20 кв. м на одну машину.
Кроме того, в помещениях должны быть компьютерное оборудование, пожарная сигнализация, аварийная вентиляция, система контроля и сигнализации паров бензина в воздухе. На АвтоВАЗе "для реализации проекта есть все: квалифицированные кадры, энергетические мощности, производственные площади", отмечает министр природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области Дмитрий Азаров. По его словам, мощностей автозавода будет достаточно, чтобы утилизировать автомобили не только Самарской области, но и близлежащих регионов.
С 1 января 2010 года в России будет запущен пилотный проект программы утилизации старых автомобилей, разработчиком которого является Минпромторг. Согласно программе, автовладельцам, решившим сдать свою старую машину в утиль и купить вместо нее новую отечественного производства, будет выдаваться сертификат на 50 тыс. рублей. К утилизации будут приниматься как отечественные, так и импортные автомобили старше 10 лет и зарегистрированные на последнего владельца не менее одного года. Программа, которая будет осуществляться в 19 регионах России, рассчитана на 200 тыс. автомобилей и продлится до конца 2010 года. На финансирование планируется выделить 10 млрд рублей.
На АвтоВАЗе идею утилизации силами завода поддерживают, хотя и говорят, что основным приоритетом развития завода остается программа реструктуризации производства. "Мы готовы рассмотреть любые варианты своего участия в программе утилизации автомобилей, особенно если это будет помогать нам выйти из кризисной ситуации", — отметил представитель автозавода.
"Это прекрасная возможность для АвтоВАЗа решить социальный вопрос", — говорит аналитик "Атона" Юлий Матевосов, добавляя, что участие в программе позволит автозаводу получить дополнительный доход.
"Поскольку на предприятии нет плавильных цехов, старые автомобили будут разбирать на детали, а потом реализовывать как лом на металлургические заводы. Все идет под пресс", — предполагает Матевосов.
С ним не согласен Алексей Захаров из "Делового автоклуба".
По его мнению, потребуются дополнительные финансовые вливания, чтобы наладить на предприятии утилизацию. "Сейчас в России существует только пять шесть производств, на которых утилизируют старые автомобили", — говорит эксперт, отмечая, что этот процесс плохо организован, не автоматизирован и именно поэтому нет возможности проводить утилизацию в больших объемах.
"Теоретически переработанные машины должны стать сырьем для металлургии, однако прессуют весь корпус целиком, — поясняет Захаров. — В результате переработанный металл выходит с большим количеством примесей, что не имеет спроса".
Источник